История Челябинска

История становления Челябинска уходит далеко корнями в XVIII век. Он был построен 13 сентября 1736г. на берегу реки Миасс, а в 1743 г. Челябинск стал центром крупнейшей Исетской провинции. В крепости располагалась Исетская провинциальная канцелярия, через которую происходило управление исетскими казаками, духовное правление. В 1781г. Челябинску был присвоен статус уездного города. В первой половине ХIХ века в среде горожан начинает формироваться торгово-ремесленная прослойка, которой будет суждено превратить его в крупный торгово-промышленный центр. К середине XIX века Челябинск занимал устойчивое место в ярмарочной торговле Урала. Известным Челябинск стал в 1892г., когда было окончено строительство Самаро-Златоустовской железной дороги и было открыто движение.

Многим челябинцам, находящимся на службе в Красной Армии, пришлось принимать участие в боевых действиях с самого начала войны. Изначально в бой вступили с фашистскими захватчиками бойцы 85-й Челябинской стрелковой дивизии, которая находилась на белорусской земле под Гродно.Когда под Москвой шли тяжёлые бои, по инициативе молодёжи Челябинского абразивного завода в области развернулся сбор средств на строительство танковой колонны имени Челябинского комсомола. Важную роль играл Челябинск во время Великой Отечественной войны как тыловой город. Его население возросло от 270 до 650 тыс. человек. На базе предприятий, которые были эвакуированы и сливались с местными производствами, были созданы гиганты индустрии, такие как ЧКПЗ, ЧМК, ЧТПЗ. После присоединения мощностей Челябинского тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями - ленинградским Кировским и Харьковским моторостроительным и весь завод переключился на выпуск танков. В годы войны на заводе было произведено восемнадцать тысяч боевых машин, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране. Челябинцы дали фронту танки Т-34, которые стали впоследствии известными всему миру. На заводе Колющенко было осуществлено производство установки БМ-13 - знаменитых «Катюш». В послевоенное время Челябинск приобрёл стал значельным центром для страны.

Он стал поставщиком оборудования, техники, кадровых ресурсов для восстановления Сталинграда, Донбасса, Днепрогэса и других территорий СССР. Быстрыми темпами росла промышленность, город бурно строился, расширялись границы его территории.

В 50-80-егг. город стал интенсивно развиваться, быстро строился и расширял свои границы, благоустраивался, одевался в зеленый наряд.В нач. 50-х гг. в городе преобладали одноэтажные жилища первых пятилеток. Они перемешались с островками новых застроек, которые возникли на основе первого генерального плана развития Челябинска и был разработан в 1936г. Главным принципом нахождения новых кварталов тогда было приближенно к предприятиям (поселки ЧГРЭС, ЧЭМК, ЧТЗ и др.). В 1947г. утвердили новый план развития Челябинска, который предусматривал застройку районов, прилегающих к промышленным предприятиям, и центра города. Современном центре города создан комплекс взаимосвязанных магистралей и площадей. Главной считается площадь Революции. Ансамбль стал формироваться в 30-хгг. И к ним относятся две гостиницы, здание обкома партии, жилой дом с гастрономом. С появлением многоэтажного монументального ансамбля из трех сооружений: семиэтажного жилого дома, административных зданий ЮУЖД и Челябэнерго, расположенного напротив здания, где сейчас размещается городская администрация и был установлен в 1959г. Скульптура в честь В.И. Ленину в центре площади и это завершило первый этап оформления площади Революции. В 70-е гг. с южной стороны площади расположились два симметрично расположенных стеклянных корпуса административного назначения. В 1982г. Было построено новое здание драматического театра имени С.М. Цвиллинга. В 90-х гг. продолжалась застройка площади, на западной стороне появилось здание банка. В нач. 50-х гг. здесь также располагались одноэтажные жилища первых пятилеток. Но к 1947г. был утвержден новый план развития, который предусматривал многоэтажную застройку центра города и районов, прилегающих к промышленным предприятиям.

Окончательно сформировался промышленный потенциал, который определил структуру современной экономики Челябинска. На предприятиях активно внедрялась модернизация и автоматизировалось производство. С 1954г. машины с маркой завода (Колющенко) вышли на мировой рынок, авто поставлялись в 40 стран мира. В 1956г. на трубопрокатном заводе была введена в строй первая очередь самого крупного в мире трубоэлектросварочного цеха. На металлургическом заводе за десятилетие стали работать 18 новых цехов, а в 1958г. Введена в работу доменная печь № 5 и завершена первая в Челябинске Всесоюзная ударная комсомольская стройка. В этот период ЧМЗ стал флагманом черной металлургии СССР. Успехи в промышленности не могли быть столь заметными, если бы Челябинск не имел своих инженеров и ученых, если бы не сложился тесный союз. В 1951г. Челябинский механико-машиностроительный институт был преобразован в Челябинского политехнического института, стали выпускниками, особенно ценились инженеры, как высококвалифицированные специалисты. К 1960г. в городе уже было около 15 тысяч студентов. Первый классический университет на Южном Урале был построен в 1976г. В 80 гг. столица Южного Урала стала крупным научным центром страны: здесь действовало 7 вузов и около 40 научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов.

Успехи в промышленности не могли стать столь заметными, если бы Челябинск не имел своих научных кадров, если бы не сложился тесный творческий союз науки и производства. В 1980 году город стал выдающимся научным центром страны. НИИ охватили различные отрасли промышленности и строительства. Промышленный комплекс играл ведущую роль в экономике города и 40% выпускаемой продукции был металл. Основным производителем было открытое акционерное общество «Мечел» (бывший Челябинский металлургический завод) одно из самых крупных организации в России по производству сталей и сплавов.

В 1970 год в городе стало развиваться здравоохранение и образование. Первых посетителей принимают санатории и профилактории ЧТЗ и ЧТПЗ, появляется городская студенческая больница, строятся крупные медицинские центры. За короткие промежутки времени была застроена северо-западная часть города, появились новые кварталы высотных домов на ЧТЗ и северо-востоке. В 1976г. в городе был рождён миллионный житель. К 1980г. предприятия города дают более половины общесоюзного производства нержавеющей стали, пятую часть отечественных труб, треть ферросплавов, 40% машин. Это время отмечено бурным развитием культурной жизни Челябинска. Открылся драматический театр на 1200 мест, всероссийскую известность приобрёл Челябинский Кукольный Театр. В 1986г. Челябинске был отмечен 250-летие со дня своего основания.

В 1990 года был сложный период для всей страны, потому что повсеместно происходило банкротство предприятий, невыплата зарплат, недофинансирование соц. программ. Только со второй половины десятилетия проводимые реформы начали давать свои плоды: в Челябинске заработала промышленность, стали увеличиваться поступления в бюджет, постепенно начали расти доходы горожан, что повлекло за собой увеличение рождаемости. Много комбинатов и заводов вышли на мировой рынок. По уровню телефонизации Челябинск перешёл за первую пятерку среди крупных городов страны, активно развивалась сотовая связь, интернет. Накануне 260-летия в Челябинске был открыт зоопарк, а в 2004г. построили пешеходную улица Кировку, которая стала любимым местом прогулок челябинцев и гостей города.

В Челябинске в 2000-м году стартовал период полномасштабной реконструкции и расширение дорог, строительство современных транспортных развязок. Муниципалитет провел ревизию всей инфраструктуры города и принял на свой баланс сотни километров сетей, которые перестали обслуживаться ведомствами и предприятиями еще с 80-90-х гг. Были размещен новые и отремонтированы многие социальные объекты образования и здравоохранения. В 2008г. В городе было сдано рекордное количество жилья за всю свою историю - 880 тысяч квадратных метров. Из сторожевой крепости Челябинск превратился в мощный индустриальный и культурный центр Южного Урала, город с миллионным населением, среди него, сотни представителей разных национальностей.

Поиск отеля в Челябинске

Дата заезда20 марта Среда

Дата выезда21 марта Четверг

2 взрослых

Отзывы отдыхающих

Средняя оценка:
4.3
Хорошо
38 отзывов и 144 оценок
С
Сергей
10 марта 2024
Большой промышленный город. Как и везде в России пробки и плохие дороги
Оценка:
3.0
Нормально
Проживание:04 марта 2024 (1 день)
М
Марина
28 февраля 2024
Понравилось все в городе (вечером в центре очень красиво) кроме, заваленных снегом, пешеходных тротуаров. Это опасно, ходили и боялись травмироваться.
Оценка:
3.0
Нормально
Проживание:24 февраля 2024 (3 дня)
А
Анастасия
21 февраля 2024
Город большой , дороги классные, термы крупнейшие, но заблудиться можно навигатор иногда путается ну и как башенные все гоняют, а так красота вечером очень красиво когда едешь на машине огоньки))))
Оценка:
4.0
Хорошо
Проживание:20 февраля 2024 (1 день)
А
Артем
09 февраля 2024
Люди и некая харизматичность города за счет многонацианальности и в связи с этим некой своеобразной аутентичности
Оценка:
4.0
Хорошо
Проживание:31 января 2024 (1 день)
А
Антон
19 января 2024
Единственное в городе не понравились не очищенные дороги зимой
Оценка:
5.0
Отлично
Проживание:18 января 2024 (1 день)
Смотреть все отзывы