История Костромы

До XV века на территории Костромского края находились 2 княжества: Галичское и Костромское. В XV Галичские князья спорили с московскими князьями, но в битве за первенство они проиграли. Костромской и Галичский уезды были образованы уже во времена Московского царства.

Но в Смутное время польско-литовскими отрядами были страшно разорены Кострома и Галич. Самым жестким считался отряд пана Лисовского.

Кострома уже в середине XVII века была четвёртым по значению посадом Российского государства.

Именно при Петре I впервые на территории нынешней области произошли первые изменения, а именно отделение друг от друга: в 1708 году при делении страны на губернии были образованы Костромская провинция в Московской губернии и Галицкая провинция в Архангелогородской губернии. Но уже в 1778 году были вновь объединены эти две территории в составе Костромского наместничества, соединено которое было сначала с Ярославским, затем с Нижегородским, а немного позже с Владимирским наместничеством в одно Генерал-губернаторство.

В 1797 году Павел I упразднил генерал-губернаторство Костромское и Владимирское, а на смену Костромского наместничества была организована Костромская губерния, существовавшая в в плоть до 1917 года.

Так же ускорилось культурное и экономическое преобразование Костромы в губернский центр, даже несмотря на пожар, произошедший 1773 и 1779 годах. По генеральному плану город начал застраиваться уже с 1781 года, основой которого была радиально-концентрическая сетка улиц, сходившиеся на большую полуциркульную центральную площадь, раскрывающуюся в сторону Волги.
Расцветом культурного развития ( живопись, архитектура, литература) считается конец XVIII — первая половина XIX века. Развивалась не только Кострома, но и уездные города — Галич, Нерехты, Солигалич. До сих пор украшают центры этих городов уникальные архитектурные ансамбли в стиле классицизма . Ну а в отдалённых окраинах губернии дворянские усадьбы стали очагами культуры.

Но экономическое развитие губернии в эти годы оставляло желать лучшего. В 1770 году в Костроме было 5 суконных мануфактур, в 1792 — к 22 полотняных фабрик прибавилось ещё и 78 фабрично-заводских заведений разных направлений. К 1810 году осталось всего несколько полотняных предприятий, а к началу 50-х годов XIX века уцелела лишь одна мануфактура купца Колодкина.

Бурный экономический рост начался с 1961 года, с отменой крепостного права. Привело это к бурному экономическому росту в Костромской губернии. Уже к началу XX века Костромская губерния выдвинулась на одно из первых мест среди губерний Европейской России, благодаря именно льняной промышленности. Уже в 1912 году на Костромскую губернию приходилось 22 % ткани и 26 % пряжи всего производства льняных фабрик страны. Костромская губерния поставляла много средних и тонких тканей. В стране из общего выпуска этих тканей приходилось на Костромскую губернию около 40 %.

О темпе развития промышленности в начале XX века можно судить по следующим цифрам: c 1901 - 1912 гг. число рабочих увеличилось на 58 %, на 113 % - сумма производства — по данным промышленной переписи 1918 г.. А в 1913 г. в губернии на одно предприятие приходилось около 478 рабочих.

Росту промышленности поспособствовало развитие водных путей в центральной губернии. В 1850-х годах возникло большинство крупнейших акционерных пароходных обществ реки Волги и её судоходных притоков. В начале 1860-x по рекам Волжского бассейна ходило около 220 пароходов. С развитием пароходства волжская водная магистраль смогла обеспечивать костромским фабрикантам недорогой сбыт продукции на Нижегородскую ярмарку, а так же доставку сырья из далёких районов страны.

Одной из особенностей развития фабрично-заводской промышленности являлось неравномерное размещение предприятий по территории Костромы. Большинство фабрик и заводов были расположены на юго-западных уездах губернии — Кинешемском и Юрьевецком, Костромском и Нерехтском.

В 1887 году была проведена железная дорога через территорию губернии Нерехта—Кострома, а уже в 1906 г. — Северная железная дорога. Но шоссейные дороги отсутствовали, несмотря на развитую речную транспортную инфраструктуру. Хотя населённые пункты были отдалены не только друг от друга, но и от экономических центров. Железную дорогу довели лишь до правого берега Волги, хотя сама Кострома - губернский центр оказался оторванным от железнодорожной системы: тогда как мостового сообщения с основной частью города не было. В Костромской губернии, вместе с текстильной промышленностью довольно быстро развивалась деревообработка.
Развитие промышленности в губернии не сильно изменило аграрный характер экономики. В 1897 г., исходя из переписи, сельским хозяйством в Костроме было занято 79,5 % населения.

Перед реформой в 1861 г. помещикам принадлежало 2/3 всех самых удобных земель в Костроме.

Но уже в послереформенный период площадь пашни значительно изменилась. По сравнению с 1860 г. к 1912 г. сократилась она на 12 %. Но поля засевались не все: недосевы и пустыри, особенно в озимом поле, в среднем достигали около 11 % всей площади пашни.

В 1944 г., когда была образована Костромская область, это был определенный шанс для края. В состав территории не входили - Кинешма, Юрьевец, Варнавин, Ветлуганаи, т. е. более развитые города южной части бывшей Костромской губернии. Но не смотря на это, они были присоединены к территории бывшей Вологодской губернии — это Павино, Пыщуг, Боговарово, Вохма, которые в последствии составляли северо-восточную окраину Костромской области.

Для экономического развития важным значением было строительство железной дороги Кострома—Галич. Протяженность которого составляла 127 км. В 1956 году она была принята в постоянную эксплуатацию и введена в действие. Вновь построенная железная дорога создала прямой выход для Костромы на северную магистраль, что значительно облегчила проезд от глубинных районов до центральной губернии. Тем самым улучшилась связь отдалённых центров области с Костромской губернией.

В 1965 г. правительством было принято решение начать строительство автопешеходного моста через реку Волгу. Пущен он был в 1970 году; в Костроме же в 1986 г. был введён в действие автопешеходный мост через реку Кострому.

В 1951—1955 гг. были проведены технические реконструкции лесной промышленности. На лесозаготовительных предприятиях за 5 лет значительно возросло число мотовозов и тракторов — в 3 раза; передвижных электростанций в 2,6 раза, а паровозов — в 2 раза,. Уровень механизации так же вырос с 40 % до 85 %, на подвозе — с 35 % до 83 %, на вывозке — с 52 % до 78 %.

В 1991 г., после распада СССР, Россия, естественно и Костромская область, испытала определенные трудности перехода к рыночной экономике. Были нарушенные производственные связи, что привело к спаду промышленного производства на 43,2 % в 1994 г. При этом спад затронул именно те отрасли, на которых стоит костромская экономика: машиностроение, текстильную промышленность и деревообработку.

В 1997 г. В. А. Шершунова — новый губернатор Костромской области поспособствовал началу структурных изменений в экономике родной области. Администрация неоднократно предприняла многочисленные активные шаги по выводу области из глубокого кризиса.

Поиск отеля в Костроме

Дата заезда20 марта Среда

Дата выезда21 марта Четверг

2 взрослых

Отзывы отдыхающих

Средняя оценка:
4.6
Отлично
107 отзывов и 319 оценок
Ю
Юлианна
05 февраля 2024
Кострома
Замечательный городок, я прожила здесь 10 лет, всегда приятно возвращаться
Оценка:
5.0
Отлично
Проживание:03 февраля 2024 (2 дня)
Н
Наталия
28 января 2024
Нужно посетить!
Красивый город. Были быстро проездом. Хотим приехать погостить подольше!
Оценка:
4.0
Хорошо
Проживание:25 января 2024 (1 день)
В
Вера
07 января 2024
Сказочный и Приятный город
Кострома удивила своими размерами, чистотой улиц, современными теплыми автобусами, что очень важно в мороз, красивыми Храмами, наличием Цирка, множеством культурных мест для посещения и теплотой приёма туристов
Оценка:
5.0
Отлично
Проживание:04 января 2024 (1 день)
А
Александр
20 декабря 2023
Компактная центральная часть, с питанием проблем нет - что называется на каждом углу и по приемлемой ( для туризма ) цене. Муниципальным транспортом не пользовались - пешком либо такси, но надо иметь в виду, что приложение не всегда работает корректно, были сбои с определением места и т.п. Понравился местный драмтеатр - небольшой, уютный, хорошая труппа, а вот с билетами проблема, нужно бронировать сильно заранее ( что мы и сделали ). При нашей поездке всё было по уши в снегу и не тепло ( что хорошо ) - но нам понравилось.
Оценка:
4.0
Хорошо
Проживание:13 декабря 2023 (5 дней)
Н
Наталья
02 декабря 2023
Великолепная Кострома.
Понравились экскурсии по городу, хорошие экскурсоводы. Было приятно просто гулять по городу. Понравился ресторан Старая пристань. Посетили театр имени Островского, приятно удивило, что среди посетителей много молодежи. Хотелось бы приехать ещё раз в город в другое время года, например, летом.
Оценка:
5.0
Отлично
Проживание:23 ноября 2023 (1 день)
Смотреть все отзывы